Сейчас на форуме: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: Заходите, регистрируйтесь, создавайте темы и общайтесь. С уважением Администрация.



АвторСообщение
moderator


Сообщение: 178
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Благовещенск
Репутация: 2

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.08 09:51. Заголовок: Немного истории


    Здесь и далее выдержки из книги Ивана Ивановича Щукина "Очерки истории Тамбовского района Амурской области (с древнейших времен до 1924 года)".-Благовещенск: ООО"Издательская компания "РИО", 2004

    "Тамбовский район: далекое прошлое
    От палеолита до средневековья

На территории района нет исторических памятников, относящихся к периоду нижнего палеолита и свидетельствующих о присутствии здесь древнего человека. Однако есть основания полагать, что и в ту эпоху древние люди жили на этих землях. Дальневосточный регион в доисторические времена не испытал каких-либо катастрофических изменений в природе по сравнению с северо-западом Евразии, по территории которой широкой волной прошло покровное оледенение, резко изменившее ландшафт и природу. От той давней эпохи, отстоящей от нас на миллионы лет, остались обнаруженные в начале 20-х годов XX века кости динозавра в карьере села Гильчин.
Климатические условия в бассейне рек Амура и Зеи были относительно стабильны, благоприятны для обитания, и человек нижнего и среднего палеолита вполне мог жить на этой земле. Подтверждением тому служат находки на территории Амурской области (Филимошки, Кумара), которые свидетельствуют: 400-300 тысяч лет назад на Зейско-Буреинской равнине появились древнейшие люди, загорелись первые костры, производились первые орудия труда (чопперы, чоппинги, орудия с остриями-«носиками»). Эти люди уже не были беспомощны, они были способны выжить в суровых условиях, обладали необходимыми умениями, навыками, знаниями. В этом отношении интересны находки близ села Новоалександровка. В 1986 году при сооружении мелиоративной системы в полутора километрах на северо-западе от этого села были обнаружены бивни мамонта и его отдельные кости, а также кости ископаемой лошади, предположительно убитых в одно время. Там же были найдены каменные и костяные орудия труда и охоты. Исследования проводили археологи Сибирского отделения Академии наук Российской Федерации А. П. Деревянко, Ю. Л. Болотский, А. И. Мазин. Ими была установлена датировка стоянки людей близ Новоалександровки — 40 тысяч лет.
К завершению раннекаменного периода в Приамурье произошло потепление климата, и в результате — становление современного растительного и животного мира. Основными занятиями проживавших на Среднем Амуре древних людей, поселившихся здесь окончательно около 40 тыс. лет назад, были охота и рыболовство. Как орудия труда и охоты применялись копья с каменными наконечниками, боевые и охотничьи каменные ножи, легкие каменные наконечники стрел листовидной формы, обработанные ретушью. Эти орудия изготавливались из отщепов—пластин, откалываемых от куска камня. Такие камни, от которых были отколоты пластины, называются у археологов нуклеусами. Каменные наконечники стрел, нуклеусы, отщепы неоднократно находили жители района. Стоянки людей каменного века обнаружены на левом берегу реки Гильчин (в полукилометре от трассы Благовещенск — Райчихинск).
Археологический памятник эпохи верхнего палеолита, названный «Тамбовка», в настоящее время распахан. Аналогичные находки обнаружены на правом берегу реки Гильчин, напротив села с одноименным названием, а также у села Николаевки. Ряд находок этой эпохи представлены в музеях Тамбовской и Куропатинской школ.
В районе села Садового в долине реки Большой Алим, вблизи села Бугрового, села Гильчин по левому берегу реки Гильчин, вдоль реки Топкоча от села Лиманное до Новоалександровки по правому берегу найдены единичные предметы палеолитического облика.
К эпохе нового каменного века—неолита—относятся находки в районе сел Гильчина, Жариково, Тамбовки (в том числе за Тамбовской рощей, вблизи озера у автострады, найден жителем Тамбовки В. П. Брагиным классический нуклеус, относящийся к верхнему неолиту); Красного, Николаевки (по краю террасы, не доезжая села, со стороны города Благовещенска); единичные находки эпохи неолита встречаются также по левой стороне водохранилища на реке Гильчин—от Тамбовки в сторону Козьмодемьяновки.
Большая работа в изучении и описании жизни, быта, культуры народов, населяющих Приамурье, проделана академиком Российской Академии наук А. П. Деревянко, выпускником Тамбовской средней школы. В своих работах он, используя данные китайских письменных источников и археологических раскопок, описал историю народов, населявших в прошлом южную часть Приамурья, с учетом их связей с народами, обитавшими в древности в Приморье, Северной Маньчжурии, Монголии и Забайкалье.
Первые исторические сведения о населении, проживающем по Среднему и Нижнему Амуру, а также в Приморье, дают китайские источники. Около двух тысяч лет назад этот регион, в большей степени Приморье, населяли народы под названием илоу (от маньчжурского «еру» — нора, пещера, отсюда «илоу» — жители пещер, обитатели землянок). Основу их хозяйства со¬ставляли земледелие и скотоводство, большую роль играли охота и рыбная ловля. Они сеяли пять видов хлебных злаков, разводили коров, лошадей, свиней. Илоу добывали в своей стране яшму, охотились на соболей, продавая их китайцам. По описанию китайских летописцев, летом илоусцы ходили почти обнаженные, зимой же одевались в шкуры животных и покрывали тело свиным жиром слоем в несколько миллиметров, натираясь куском сала —для защиты от ветра и мороза (похожий обычай известен у эвенков). Основное оружие составляли лук и стрелы с каменными наконечниками, кото¬рые смазывались ядом.
Потомками древних жителей долины Амура были племена мохэ, представители тунгусо-маньчжурской группы, о которых известно из более поздних китайских источников. Мохэ вели активную торговлю с корейцами и китайцами, продавали им речной жемчуг, женьшень, собольи шкурки и кречетов, взамен приобретали у них изделия из металла, посуду, ткани. Одно из семи крупнейших племенных объединений народности мохэ — хэйшуй-мохэ — расселилось в бассейне Амура. Согласно археологическим данным, мохэ строили свои поселки по берегам рек и озер. Китайские источники сообщают, что они «сбивают землю наподобие плотины и в ней выдалбливают пещеры, отверстия делают сверху, а спускаются и выходят по лестнице». Такой вид жилища в ходе раскопок встречается у мохэ от Забайкалья до Приморья.
Ученики школы села Михайловка Михайловского района Амурской области в 1966 году, отправившись в туристический поход по речке Завитой, в двадцати километрах от села обнаружили городище, в котором некогда проживали мохэ. Позднее археологической экспедицией на территории городища была раскопана площадь около 6 тысяч квадратных метров, обнаружено и изучено восемь небольших полуподземных жилищ. Как в жилищах, так и на остальной территории раскопа было найдено много керамики, а также наконечники стрел, ножи, иглы, шилья, проколки, топоры, рыболовные крючки — почти все из железа. В большинстве жилищ найдены оленьи рога, кости домашней козы и свиньи. Жители данного городища занимались в основном скотоводством, охотой и рыболовством. На левом берегу реки Гильчин, по правую сторону от автотрассы на Райчихинск, располагалось, по-видимому, аналогичное поселение мохэ, известное у археологов под названием «Тамбовка». Но в настоящее время это место распахано так, что культурный слой того периода, причудливо перемешанный с неолитическими орудиями, оказался раскидан на территории в несколько гектаров.
В пятом веке нашей эры китайские летописцы знали о мохэсцах как об умелых земледельцах. «Землю пашут парой лошадей. Сеют просо, пшеницу и рис. Из риса делают вино: варят рис, выгоняют вино, пить можно до крайнего пьянства». Для вспашки полей мохэсцы применяли плуг или соху с железным наконечником, что позволяло обрабатывать большие площади земли и получать неплохие урожаи. Излишки продукции полеводства и животноводства шли на обмен. Орудия труда—наконечники для стрел и копий, ножи, мечи—мохэсцы изготавливали из железа, которое умели выплавлять из руды. Так, остатки горна, применявшегося для выплавки железа, раскопаны археологами в 1961 году в Благовещенском районе, около села Сергеевка, и датируются VIII— IX веками нашей эры.
К концу VII века отдельные племена мохэ, находившиеся на стадии военной демократии, объединились и основали государство Чжэнь (впоследствии известное как Бохай), которое располагалось большей частью на территории современного Приморского края и северо-востока Маньчжурии. Племена мохэ, населявшие Зейско-Буреинскую равнину, не вошли в состав государства Бохай, но играли активную роль в его жизни и в жизни сопредельных с ним народов.
Потомки мохэ, известные китайским летописцам под именем чжурчжени, как и их предки, занимались земледелием, выращивая просо, пшеницу, рис, овощные культуры, арбузы, коноплю, разводили лошадей, коров, свиней. Чжурчжени были превосходными охотниками и собирателями, тайга давала им не только мясо и меха, но и грибы, ягоды, кедровые орехи. Кормились рыболовством по рекам и озерам. Их поселки первоначально были, как у мохэ, подземного или полуподземного типа. Позднее свое жилье они стали делать из дерева; дверь в таких домах была обращена на восток, для кровли применялась береста, трава.
К XII веку территория юга Приамурья оказалась в полосе важных политических событий, войдя в сферу влияния империи Цзинь («Золотая»), основанной чжурчженями. Выявленные археологами городища чжурчженей располагались на огромной территории: от Горы-Шапки, расположенной вблизи от Поярково, до Приморья. Чжурчжени вели активную внешнюю деятельность. Всю свою историю они воевали: вначале — за свою независимость, позднее —за господство в Восточной Азии. Их владения простирались вплоть до Великой китайской стены, и владыки «Срединного государства», как традиционно называют свою страну китайцы, вынуждены были платить дань варварам. А когда силы чжурчженей оказались подорваны жестокими и длительными войнами, из степей Монголии хлынули на восток и на запад полчища «потрясателя вселенной» Чингисхана. В ходе беспрерывной четвертьвековой войны монголов с чжурчженями (с 1210-го по 1234 годы) было уничтожено практи¬чески все местное население юга Приамурья и Приморья, разорен некогда цветущий край.
Эпоха от мохэ до чжурчженей, от государства Бохай до государства Цзинь, представлена в Амурской области множеством археологических памятников, в том числе и на территории Тамбовского района неоднократно находили железные наконечники стрел, средневековую керамику. Однако в Тамбовском районе археологических памятников данной эпохи, целиком сохранившихся, официально не зарегистрировано: пашенное земледелие, которым активно занимались здесь и в средневековье, а особенно с XIX века, уничтожило внешние признаки таких памятников, большей частью затронув и культурный слой, что привело, да и теперь еще приводит к тому, что невыявленные материальные свидетельства жизни прошлых эпох гибнут для истории. Средневековая керамика относительно часто встречается в находках в районе сел Красное, Куропатино, Муравьевка, Гильчин, бывшего села Граждановка.
Через 400 лет после падения государства чжурчженей на территории Приамурского края, по описанию русских первопроходцев, только изредка встре¬чались поселения дауров и дючеров, говоривших на языках тунгусо-маньчжурской группы, занимавшихся хлебопашеством и скотоводством. Население это, разбросанное по всей территории нынешней области, насчитывало не более 8-10 тысяч человек. Память о даурах сохранилась в названии известного на Дальнем Востоке дерева с желто-коричневой корой—даурской березы.
Следы поселений дючеров найдены вблизи сел Куропатино, Муравьевка (вдоль границы в сторону села Красное), Лермонтовка (на террасе в сторону села Николаевка). Известна даурская крепость (площадью 30 на 40 метров) вблизи села Грибского Благовещенского района. Датирование поселений дючеров и дауров в зазейском районе относится к XIII-XVII векам, то есть к эпохе средневековья.
Дючеры и дауры, к приходу русских проживавшие оседло вдоль Амура и его притоков, сохраняли родовые отношения. Однако у них уже шло формирование родовой знати, завершался процесс объединения в небольшие племенные союзы, во главе которых стояли князья. Центры сосредоточения дючеров и дауров—городки-улусы, называемые именами князей и насчитывавшие не более 200—300 жителей каждый, редкой цепочкой вытянулись вдоль приамурских рек. На севере Зейско-Буреинской равнины кочевали родовые общины эвенков, постепенно продвигаясь с запада на восток и осваивая необжитые территории Приамурья.
В середине XVII века сюда, в Приамурье, продолжая свое великое продвижение «встречь солнца», пришли первые русские землепроходцы, казаки, назвавшие вновь открытые земли на Амуре из-за их безлюдности «краем непуганых птиц»".

Продолжение следует...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]


moderator


Сообщение: 182
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Благовещенск
Репутация: 2

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.08 20:35. Заголовок: Русские в Приамурье ..


    Русские в Приамурье

К середине XVII века русские, завоевав Восточную Сибирь и создав там аванпосты — острожки-крепости (Енисейск, Якутск и др.), исследовали запа-сы пушного зверя, других ресурсов, установили контроль над местным насе-лением. Слухи о находящихся на юге богатых даурских землях давно трево-жили «охочих людей»—так называли промышлявших охотой русских, в ха-рактере которых присутствовал авантюризм, стремление к скорой наживе.
В 1643 году отряд русских землепроходцев, состоящий из служилых людей—казаков, а также добровольцев — «охочих», под началом Василия Да-ниловича Пояркова двинулся из Якутска по реке Лене и ее притокам на юг. Преодолевая многочисленные речные пороги, пробираясь сквозь тайгу, отряд дошел до реки Зеи. Здесь зазимовали. Продукты закончились, начался голод. Питались корой деревьев, кореньями, а когда сошел снег—травой.
Как писал академик А. Миддендорф (совершивший путешествие в Амурскую область в 1844 году), более трети из 132 человек, вышедших с отрядом Пояркова «.. .умерло с голоду, хотя умершие, подобно оставшимся в живых, гитались трупами убитых туземцев и своих погибших товарищей».
Обессиленные люди сумели построить плоты и небольшие суда — кочи - и спустились на них по Амуру до Охотского моря. Только через три года, в 1646 году, остатки отряда Пояркова вернулись в Якутск, сообщив о новооткрытых землях и народах.
В «Расспросных речах письменного головы Василия Пояркова перед якутскими воеводами о его амурском походе» сказано об Амурском крае: «...те землицы людны, и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и те реки рыбны, и его государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».
В 1649 году предприимчивый сольвычегодский крестьянин—позднее торговый человек, должностное лицо при якутском воеводе Дмитрии Андреевиче Францбекове — Ерофей Павлович Хабаров собрал в Якутске за свой счет охочих людей и возглавил новую экспедицию в составе 70 человек на Амур, за четыре года похода он исследовал Приамурье, закрепив его за Россией.
Практически с этого периода начинаются столкновения русских казаков с маньчжурами, захватившими Китай. Летом 1651 года произошла первая схватка двух тысяч маньчжур с небольшим отрядом казаков Хабарова у Ачанского трога (ниже устья реки Уссури), завершившаяся полной победой казаков, хвативших в качестве трофеев все пушки и припасы противника. В 1653 г. Цинский двор правителей Китая распорядился о массовом принудительном переселении дауров и дючеров во внутренние районы Маньчжурии, чтобы подвергнуть русских голодной блокаде. В 1653-1656 годах местное насе-ление было насильно выведено в Северную Маньчжурию. Итогом этих дей-ствий Цинского двора стало полное исчезновение на территории Приамурья коренных жителей и создание на севере Китая пустых — «нейтральных» — земель. Отсюда ничто не угрожало целостности существования государства маньчжур. Эта территория Китая, с 1678 года получившая название «Ивовый палисад», протянулась вдоль Амур почти на 900 километров и на юг от реки на 800 —1000 километров. Выезд китайских подданных за пределы «палиса-да» рассматривался властями как выезд за границу. Официальное включение Приамурья в состав Российского государства было подтверждено летом 1653 года московским дворянином Д. И. Зиновьевым, прибывшим из Москвы в При-амурье фактически с воеводскими полномочиями. Он встретился с Е. П. Ха-баровым на Амуре в устье Зеи, где-то в районе крепости Старый Айгунь, и принял у него собранный с дауров и дючеров ясак.
После подавления народного сопротивления в Китае, вызванного наше-ствием маньчжур, правители династии Цин, обеспокоенные нахождением рус-ских на севере, направили в Приамурье большое войско. В 1685-1686 годах центр русского заселения—острог Албазин был осажден 15-тысячным мань-чжурским войском, захвачены освоенные русскими казаками и крестьянами земли (Албазинское воеводство). Россия не располагала тогда достаточными силами для отпора и не пошла на обострение конфликта. В 1689 году в Нер-чинске был заключен русско-китайский договор, согласно которому граница осталась очень неопределенной.
Защитники Албазина после подписания договора в 1690 году покинули крепость, перед уходом разрушив ее и унеся с собой чудотворный образ Албазинской иконы Божьей Матери.

Факт. Албазинская икона Божией Матери, именуемая также «Слово Плоть Бысть», почитается великой святыней и покровительницей Приамурья. Впер-вые принесена на берега Амура, в Албазинский острог, казаками-первопро-ходцами зимой 1665-1666 года. Уже тогда она почиталась как старинная и чу-дотворная. Пребывала здесь до оставления казаками Албазина в 1690 году. Вернулась святая икона в Приамурье в 1868 году и была установлена в кафедральном соборе Благовещенска. В честь Албазинской иконы Пресвятой Бого-родицы был учрежден общецерковный праздник (22 марта по новому стилю). Крестными ходами ее каждое лето носили по селам, станицам и городам При-амурья. В1997 году, в возобновление этого благочестивого обычая, приамурс-кая святыня была провезена на теплоходе по всему Амуру до Николаевска. Повсеместно почитаема православными христианами и как молитвенная по-мощница женщинам при родах.

Продолжение следует...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 183
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Благовещенск
Репутация: 2

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.08 18:46. Заголовок: «Амурский вопрос» &..


    «Амурский вопрос»


"Более чем на полтора столетия покинули русские люди Амур. Только в 50-е годы XIX века началось вторичное заселение русскими Приамурья. До середины XIX века Россия и Китай находились в относительно дружественных отношениях. Однако политика русских царей, ориентированная в основном на Европу, здесь, на Дальнем Востоке, была нерешительна. Продажа Аляски Александром II «Освободителем» чуть позже, в 1867 году, стала результатом этой политики. А в 40-50-е годы вопрос о реке Амур обсуждался в кабинетах Министерства иностранных дел России: судоходен ли Амур, где его устье, пригоден ли он для морского судоходства.
Разрешил эту проблему молодой флотский офицер Геннадий Иванович Невельской, который в экспедиции 1848-1849 годов на транспорте «Байкал» достиг устья Амура и доказал, что оно судоходно, что река имеет два выхода к океану — в Охотское море и в Татарский пролив, что Сахалин — остров, а живущие по Амуру народы дань Китаю не платят. 1 августа 1850 года Г. И. Невельской основал в 35 верстах от устья Амура Николаевский воениый пост (названный в честь Николая I), будущий город Николаевск-на-Амуре, и поднял там, в присутствии населения местных стойбищ, под ружейный салют, русский флаг. Самовольные действия молодого морского офицера так разгневали чиновников Санкт-Петербурга, что было принято решение разжаловать Невельского в матросы, и только заступничество Н. Н. Муравьева спасло его. Николай I, узнав о деле Г. И. Невельского, заметил: «Там, где поднят русский флаг, он опускаться не должен».
Значительную роль в решении «амурского вопроса» сыграл генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев, за заслуги в присоединении Амура к России возведенный в графское достоинство с прибавлением к фамилии титула «Амурский». В ходе переговоров в Айгуне (в 35 километрах ниже Благовещенска на правом берегу Амура — почти напротив села Красного) в 1858 году, в Тяньцзине (1858 г.) и Пекине (1860 г.) была установлена ныне существующая российско-китайская граница на Дальнем Востоке. По Айгуньскому договору 1858 года Китай признавал во владении России територии по левому берегу Амура, а Россия за Китаем — по правому берегу Амура до впадения в него Уссури, а также устанавливал свободную торговлю по рекам Амур, Сунгари и Уссури. Земли между Уссури и морем временно были оставлены в общем владении двух стран. По преданию, маньчжурскому князю И-Шаню, подписавшему договор совместно с Н. Н. Муравьевым-Амурским, за то, что отдал Приамурье русским, отрубили кисть правой руки, которой он ставил подпись, и сослали навечно на реку Сунгари.
По Тяньцзинскому договору 1858 года Россия получила все права, которые имели в Китае другие западные державы. В 1860 году в Пекине между Россией и Китаем был заключен договор, определивший российско-китайскую границу от слияния рек Шилки и Аргунь до побережья Тихого океана. Уссурийский край был закреплен за Россией.

Факт. Муравьев-Амурский Николай Николаевич (1809-1881) — русский государственный деятель, с именем которого связано присоединение Приамурского края к России и начало его освоения. В 1847-1861 годах — генерал-губернатор Восточной Сибири, активно содействовал Г. И. Невельскому в исследовании низовья Амура, был организатором первых сплавов войск и гражданских переселенцев в низовья Амура, инициатором образования Амурского казачьего войска, дипломатически подготовил и подписал Айгуньский договор 1858 года, руководил переселением на Амур казаков и крестьян, сделал представление императору Александру II об учреждении города Благовещенска в 1858 году, совместно со Святителем Иннокентием дал название городу, был инициатором образования Амурской области в 1858 году. В1861 году вышел в отставку, выехал в Париж, на родину жены. Был похоронен в Париже, ныне перезахоронен во Владивостоке. Имя Муравьева носит село Муравьевка Тамбовского района Амурской области.

(Новое уточнение границы в Амурской области проходило в1991—1996 гг., оно закончилось подписанием в ноябре 1997 года соглашения о разграничении восточного участка русско-китайской границы во время визита президента России Б. Н. Ельцина в Китай в ноябре 1997 года. Окончательное оформление российско-китайской границы на ее восточном участке произошло в октябре 2004 года во время визита президента В. В. Путина в Поднебесную).
В 1855 году, за три года до заключения Айгуньского договора, на Амур для научных исследований была отправлена экспедиция Ричарда Карловича Маака. В конце июня экспедиция с верховьев Амура подошла к устью Зеи. Маак характеризует местность между устьем Зеи и Буреинским хребтом как самую плодородную и густонаселенную территорию на Амуре. Описывая занятия местного населения, Маак сообщал, что оно занимается земледелием и скотоводством.
Айгуньский договор 1858 года оговаривал судьбу маньчжур, населявших к этому времени левобережье Амура на 80 километров ниже устья Зеи. Айгуньский договор содержал статью о гарантии неприкосновенности этих поселений, созданных еще Цинским правительством из числа ссыльных китайцев и маньчжуров, самовольно селившихся в низовьях Зеи (так называемый «маньчжурский клин», существовавший до 1900 года).
В «Описании Амурской области» составленном Г. Е. Грум-Гржимайло в начале 90-х годов XIX века, о «маньчжурском клине» сказано, что он «занимает пространство на берегу Амура протяжением 66 верст, в глубину распространяется не далее 20 верст, насчитывает 37 небольших селений и 26 хуторов (отдельных фанз). Самое большое селение Большой Гильчин, в 9 верстах ниже расположенного русского волостного селения Гильчин, состоит из 205 дворов, имеет 2430 жителей... Малый Гильчин, менее 3 верст к югу от предшествовавшего, имеет 50 дворов, 650 жителей обоего пола китайцев».
Однако данная территория входила в состав России, свидетельством чему было основание казачьего поселка Низменного, в 69,5 верстах ниже Благовещенска и 1,5 верстах от берега Амура. Он был основан в 1858 году и к 1870 году состоял из 31 двора и 218 жителей обоего пола. Цель основания данного поселка—защита рубежа Российского государства. Находясь в середине «маньчжурского клина», в 6 верстах на восток от устья р. Гильчин, жители поселка несли охрану границы, боролись с китайскими контрабандистами.
Вообще низменность между нагорной террасой и Амуром, от устья Зеи до поселка Низменный, находилась до 1885 года в ненарушаемом пользовании маньчжуро-китайского населения «маньчжурского клина», и только в свободных между китайскими селениями промежутках жители Благовещенска и некоторых селений русской Гильчинской волости пользовались беспрепятственно покосами, причем никогда не возникало споров между китайскими подданными и русскими. На вопрос писателя и путешественника Сергея Васильевича Максимова, совершившего поездку по Амуру в 1860-1861 гг., о том, дружно ли живут наши крестьяне с маньчжурами, не бранятся, не дерутся ли, мужики станицы Константиновской, замыкающей с востока земли «маньчжурского клина», отвечали: «Зачем драться? Мы от них сами ничего худого не видим: друг дружке помогаем тоже, потому что все заедино. Они нам хлеба, а мы им, что нам самим не надо, отдаем. Очень они наши овчины полюбили: пять кулей крупы давали в прошлом году за плохенький, крепко поношенный полушубок. С ними ладить можно».
Для надежного охранения земель, навсегда изъятых из самовольно захваченных в 60-70-е гг. XIX века маньчжуро-китайскими поселениями пашен, было принято решение, по которому участки этих земель были розданы в частную собственность желавшим поселиться в заимках на своих землях приписанным к городу Благовещенску мещанам, в первую очередь молоканского вероисповедования, выходцам из Тамбовской и Воронежской губерний, где они занимались исключительно земледелием. Ряд таких заимок и новых селений русской Гильчинской волости послужили оплотом против распространения вглубь России маньчжуро-китайского населения с «маньчжурского клина». Уже с 1886 года по всей этой полосе, начиная от села Будунда и до Крестовоздвиженки, появились земельные частные владения (заимки).
Жители «маньчжурского клина» оказались отделены от русских первопоселенцев «маньчжурской межой» (канавой), сохранившейся до настоящего времени близ сел Садовое, Лермонтовка, Раздольное, Николаевка. Раздольненцы южную часть своего села называют «китайским аулом». Старожилы Гильчина говорят о рисовых чеках в нижнем течении речки. Жители южных сел района встречают до сих пор обломки китайской керамики, остатки фанз. Китайские историографы называют землю на левом берегу Амура, на которой проживали маньчжуры, «территорией 64 деревень».
С 60-х годов XIX века до начала нынешнего столетия с «маньчжурского клина» шли выходцы «Поднебесной»—маньчжуры, китайцы-ханьцы—вглубь российской территории. Одни—наниматься сезонными рабочими, батраками по всем земледельческим волостям Приамурья, другие—в северные районы области, где незаконно, «хищническим старанием», добывали золото и уносили его в Китай. Русские поселенцы называли их «фазанами». Китайцы-старатели пробирались по району ночами, пешком, опасаясь и русских («Кыш фазан—тайга ходи!»), и соплеменников-хунхузов (бандитов), которые грабили и убивали удачливых старателей.
Китайцы выращивали опийный мак, заготавливали корень женьшеня, струю кабарги, медвежью желчь, китайские спиртоносы приносили спирт-ханшин в жестяных «банчках». «Ходя» (от слова «ходить»)—так называли их русские.
И русские наведывались в приграничные районы Китая, добывая дефицитные в России продукты и товары."

Продолжение следует...

(с) И.И. Щукин "Очерки истории Тамбовского района Амурской области (с древнейших времен до 1924 года)"



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 187
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Благовещенск
Репутация: 2

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.08 20:05. Заголовок: Заселение юга Амурск..


    Заселение юга Амурской области во второй половине XIX века.
    Образование Гильчинской волости

Несмотря на то, что территория вновь образованной Амурской области договорами и указами императора России была объявлена частью империи, осуществить настоящее включение ее в состав государства могли только русские люди, казаки и крестьяне-переселенцы, которым предстояло освоить необжитые пространства края. 26 марта 1861 года были обнародованы «Правила для переселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». Эти земли объявлялись правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людь-ми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».
Всем переселяющимся в регион отводились свободные участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность: желающим селиться целым обществом, которое должно было состоять не менее чем из 15 семейств, отводился сплошной участок земли, не более 100 десятин на каждое семейство, в 20-летнее бесплатное пользование. А за три рубля переселенцы могли приобретать дополнительно десятину (1,09 гектара) в собствен-ность. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет — от рекрутской повинности. С небольшими изменениями эти правила соблюдались до начала двадцатого века.
Сообщения о том, что на Амуре наделяют сотней десятин земли и нет ненавистной рекрутчины, разносились по Центральной России с удивительной быстротой. Министерство государственных имуществ и губернские канцеля-рии были завалены крестьянскими прошениями. С надеждой на новую землю, на те льготы, которые государство предоставляло переселенцам (ведь реформа 1861 года, хотя и отменила крепостное право, но не дала крестьяну ни земли, ни свободы от помещика), на Дальний Восток устремились хлебопашцы Полтавской, Тамбовской, Орловской, Самарской, Воронежской, Таврической и других губерний. Наибольшее же число переселенцев на Амур дали Полтавская и Тамбовская губернии, где малоземелье было основной причиной, побуждавшей крестьян искать счастья на дальней окраине,—там приходилось четыре десятины на ревизскую душу. Второй причиной, толкавшей к переселению, была религиозная свобода от официального православия, разрешенная в новых местах водворения..
Первым переселенцами, двинувшимися на «приамурскую вольную землицу», были последователи русских сектантских учений протестантского толка — молокане и духоборы, несколько позднее—баптисты. Местная администрация расселяла прибывших с учетом вероисповедания. Так, в Тамбовском районе одни села—Лазаревка, Козьмодемьяновка, выселки Успеновка—заселялись православными, другие—Чуевка, выселки Липовка, Тамбовка, Толстовка, Жариково, Гильчин—молоканами и духоборами.
Ехали на Амур под впечатлением слышанного, ожидая земного рая. В те времена, говоря об Амуре, обязательно упоминали, что земли там — «пропасть, яблоки растут больше кулака, по четыре фунта штука. А воды захочешь набрать, вначале рыбу разгони, а то вместо воды полно ведро сазанов зачерпнешь».
Решившись на переезд в Приамурье, переселенец оформлял необходимые документы: увольнительный приговор сельского общества, копию с ревизских сказок (списков податного населения) и посемейный рекрутский список. Затем на имя амурского военного губернатора направлялось прошение с просьбой о причислении их в Амурской области. Если проситель получал из канцелярии губернатора постановление о зачислении его в государственные крестьяне Амурской области, начинались сборы в дорогу. Переселенцы гру-зили на телеги домашний скарб (сундуки, корыта, прялки, домашний инвентарь, носильные вещи, чугунки, подвесные люльки), запас продуктов (зерно, крупу, муку в мешках, а в бочках—соленое сало, огурцы, капусту), привязы-вали к телегам коров, лошадей и трогались в дальний путь. В Сретенске (Забайкалье) грузились либо на казенные барки и плоты, либо на собственные плоты, купленные самостоятельно или на общество, «вскладчину», и по реке Шилке, а затем по Амуру спускались до переселенческих сборных пунктов, которые находились в станице Черняевской и в Благовещенске.
Первые три десятилетия после присоединения Приамурья и начала его заселения путь из России длился 2-3 года, и многие переселенцы не доходили до мест предполагаемого заселения на Амуре, а оседали в Сибири и Забайкалье. Но уже к концу XIX века переселение стало организованным, а путь на Амур стал занимать 4-5 месяцев. Люди отправлялись в дорогу в марте, апреле, мае, достигая места обитания в Приамурье в июле, августе, сентябре.
Приглянувшиеся места были весьма удобными: речка Гильчин с красивыми, заросшими ивняком берегами, песчаным чистым дном, непуганой рыбой, с рощами лиственных деревьев, девственной плодородной землей, множеством дичи, орехов, грибов, ягод. С большими территориями залежной земли, обрабатывавшейся до середины XVII века даурами.
Воспоминания об эпохе освоения земель нашего района—за отсутствием либо недоступностью документальных источников—породили впоследствии целое мифотворчество на тему о том, кем же были первопроходцы, благодаря чьим усилиям оказался освоен Приамурский край. Большая часть этих мифов, оспаривающих пальму первенства тех или иных имен, зафиксирована не ранее начала двадцатого века, когда в роли старожилов выступали уже потомки первопоселенцев, смутно представлявшие первый этап заселения, но передававшие из поколения в поколение рассказы своих отцов и дедов.

Продолжение следует...

(с) И.И. Щукин "Очерки истории Тамбовского района Амурской области (с древнейших времен до 1924 года)"



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 198
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Благовещенск
Репутация: 2

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.08 21:29. Заголовок: Легендарные версии в..


    Легендарные версии возникновения первых поселений в Гильчинской волости.

В числе первых поселений на Амуре, основанных крестьянами Таврической и Самарской губерний—молоканами и духоборами—летом 1859 года, была деревня Ново-Астрахановская (Астрахановка) при протоке правого бе-рега реки Зеи. На другой год часть крестьян двинулась отсюда на исследование Зейско-Буреинской равнины и остановилась на речке Гильчин (название это — маньчжурского происхождения). Сюда устремились, основывая одиночные усадьбы, их единоверцы. По утверждению Г. Введенского, в 90-х годах XIX века заведовавшего переселенческим отделом в Южно-Уссурийском крае, но хорошо знавшего и Амурскую область, «до 1880 года половина населения области, считая и горожан, состояла из молокан и духоборов». Они пользовались здесь относительной религиозной свободой: не было миссионеров официальной церкви, полиция в Приамурье не обладала в то время ни достаточными силами, ни возможностями. В 1868 году появилось первое зимовье на месте нынешнего села Гильчин. Но поселенцы, не дожидаясь зимы, перебрались на другое место. Жизнь села Гильчин началась в 1870-м—с прибытием второй группы переселенцев.
Деревню Тамбовку основали в 1873 году выходцы из Тамбовской губернии, поселившиеся в этой местности в числе 8 семей. Но для регистрации селения, согласно «Правилам для переселения русских...» от 26 марта 1861 года, необходимо было не менее 15 семейств. Наверное, поэтому в дате образования Тамбовки и появились разночтения — первопоселенцы поселились здесь в 1873 году, но общество достигло численности в 15 семейств только в 1875 году. Официальный статус селение Тамбовка, согласно официальным источникам конца XIX века, получило не ранее 1875 года.
В 1877 году к первопоселенцам присоединилось 26 семей из Самарской и Томской губерний, а затем, почти до 1890 года, в Тамбовку переселялись из Тамбовской губернии, и к началу XX века основная группа сельчан была представлена выходцами из Тамбовской губернии.
По другой, устной версии село Тамбовка было основано в 1873 году выходцем из Самарской губернии Степаном Ивановичем Ивановым. В 1874 году рядом с землянкой Иванова появилась еще одна, где поселился с семьей Ткаченко Касьян Григорьевич, земляк Иванова. В мае 1875 года к ний прибавились еще 10 семей — выходцев из Тамбовской губернии, молокан.; На вопрос представителя областного отдела по переселению, каким же наименованием жители деревни представляют назвать свой населенный пункт, единодушного ответа не последовало. Спросив, из каких мест прибыли, и услышав, что из Тамбовской губернии, представитель отдела по переселению принял решение назвать деревню «Тамбовка».
«Знамя коллективизации» в 1939 году 24 декабря (№ 931) изложила такую версию основания села Тамбовки:
«Сюда на Дальний Восток двигался обоз. От безнадежно замерзшей переселенческой толпы отделился беженец с военной службы Степан Иванов. Это было осенью 1875 года. Пришельцы — семь семей крестьян из Тамбовской губернии — вырыли себе семь землянок. Так основалась Тамбовка.
Через несколько лет в Тамбовку переселился первый кулак села Ножкин. Он сразу построил себе дом и пятеркой коней начал распахивать землю.
Через всю историю Тамбовской волости тянутся красными нитями пути хозяйств бедняка Иванова и кулака Ножкина. Как ни бился всю жизнь Иванов, а накануне войны 1914 года четыре работника семьи Ивановых имели 4 лошаденки и немного земли. А вот кулак Ножкин обрабатывал 300 га земли, имел 25-80 работников. Достаточно сказать, что за долги своей семьи брат нынешнего колхозника села Косицино Ефграфа Ткаченко с 12 лет и до совершеннолетия жил у Ножкина безвыходно, на правах крепостного».
Г. С. Новиков-Даурский считал датой основания села Тамбовки 1875 год. Он писал: «В мае 1875 года партия переселенцев-молокан, прибывшая из Тамбовской губернии, поселилась на правом берегу реки Гильчин в 42 верстах от областного центра и в 24 верстах к северу-востоку от волостного центра — села Гильчин».
В 80-годы XIX века на землях нынешнего района появились новые деревни. Лазаревка, 1881 года основания, названа по имени губернатора Амурской области генерала-майора П. С. Лазарева (в состав Гильчинской волости первоначально не входила). Толстовка (1884) названа в честь первопоселенца Семена Толстова, выкопавшего по приезде землянку среди орешника в долине реки Алим. Первопоселенцами были семьи Резанцевых, Косициных, Хаустовых, Чешевых, Филиновых, Жариковых. Вырубали кустарник, расчищали земли под поля. Простор был необыкновенный. Сеяли, сколько хватало сил. На новых полях получали относительно высокие урожаи. Село богатело, вместо землянок к концу века появились дома с резными наличниками, возникла розничная торговля — открылись две лавки. Толстовка заняла почетное место в ряду зажиточных молоканских сел.
О масштабах переселения в Гильчинскую волость говорят следующие данные: за 1887-1888 годы в состав волости (в деревни Гильчин, Тамбовка, Тол-стовка, Кутейниково, Жариково, Верхняя Полтавка, Нижняя Полтавка, Крестовоздвиженка, Верхний Уртуй) прибыло 214 семей, или 1086 человек (лиц обоего пола), приведя с собой 215 лошадей и 136 голов скота.
Деревня Жариково основана 23 июля 1887 года и названа по фамилии первопоселенцев Жариковых. В 1862 году в городе Иркутске, в главном управлении Восточной Сибири, был зарегистрирован посемейный список крестьян села Сосьгинского Енотаевского уезда Астраханской губернии, следующих на переселение в Амурскую область в составе 22 семей. Среди них было несколько семей молокан: Акима, Епифана и Семена Жариковых (по 12 человек), Григория — 7, Никифора — 2. Всех Жариковых было 33 человека, в том числе 18 мужчин. Семья Семена Жарикова состояла из 3 мужчин и четырех женщин, имела четыре лошади с повозками, две тысячи рублей и не нуждалась в пособии.
Козьмодемьяновка образована 11 сентября 1887 года крестьянами с Дона. 15 семей путешественников, покрыв расстояние почти в девять тысяч верст и привезя на лошадях по 20 пудов домашнего скарба, основали на левом берегу реки Гильчин поселение, первоначально названное ими заимкой Кутейниково. Деревня Кутейниково названа так крестьянами в память о своей российской родине—деревне Кутеевка Новочеркасской губернии, ныне Ростовская область. Целых четыре года крестьяне амурской деревни Кутейниково выслушивали упреки священника шестого участка Ивана Михайлова в том, что деревня не имеет уставного для нее праздника, а поэтому во многих семействах православных нет счастья и радости (в этом священник Иван Михайлов был прав: жители Козьмодемьяновки, православные крестьяне, были самыми бедными в Гильчинской волости, не в пример богатым молоканским деревням и заимкам). И жители Кутейниково согласились на переименование села.
"1891 года, апреля, 24 дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне-домохозяева деревни Кутейниково Гильчинской волости Амурской области и округа, были собраны сего числа на сельский сход в числе двух третей наличных домохозяев нашего общества, имеющих право участвовать на сельских сходах. Под наблюдением нашего сельского старосты Василия Щербинина мы имели суждение в переименовании имени нашей деревни Кутейниково на имя Косьмо-Демьяновку..".
Об образовании Чуевки говорилось в постановлении военного губернатора Амурской области от 8 марта 1888 года:
«Из числа назначенных по моему постановлению от 28 марта 1887 года за № 159 к заселению целыми селеньями участков земли один по правую сторону реки Гильчин выше деревни Тамбовка заняли пять семей крестьян-новоселов, пришедших на Амур из Тамбовской губернии в 1885 году.
Так как означенное образующееся селение не имеет еще названия, то крестьяне оного просили назвать его Чуевым в память о деревне от того же имени, в которой они жили на месте их родины...».
В последние годы XIX века в пределах Гильчинской волости образовались еще две деревни: Новоалександровка (1895 год), названная в память о государе императоре Александре III, и выселок Липовский, заложенный в 1900 году крестьянами деревни Чуевки в окружении липовых рощ.
Одним из первых легендарных русских поселенцев в Тамбовском районе был, по словам старожилов (официальных источников на этот счет не обнаружено), Федот Прокопьевич Косицын. Три года добирался он на Дальний Восток с семьей из Воронежской области. В пути, жестоко простудившись, умерла его жена. Якобы в 1867 году Косицыны остановились на правом берегу Гильчина, выкопали землянку. Так было положено начало одному из первых поселений на тамбовской земле — заимке Косицынской.
Приезд первопоселенцев в 1887-1888 годы на юг Приамурья сопровож-дался эпизоотией крупного рогатого скота и лошадей. Усугублялась она отсутствием в волости какой-либо ветеринарной службы. Гибли десятки и сотни голов домашних животных. Падеж скота порождал новые трудности у первопоселенцев: подскочили цены на домашний скот, безлошадным предстояли долгие мытарства в батраках, прежде чем стать справными амурскими землепашцами.
К середине 90-х годов XIX века заканчивается переселение в Амурскую область самостоятельных людей, идущих сюда за свой счет, на свой страх и риск. Приток населения в область был значительным по численности и разнообразен по составу: шли искатели приключений, шли золотопромышленники и золотоискатели, вели заключенных, строивших грунтовую дорогу - «Амурскую колесуху», на юге, на плодородных землях стремились осесть крестьяне, на границе заслоном от Китая создавались казачьи станицы.
В начале 90 годов XIX века Гильчинская волость включала в себя деревни Толстовка, Тамбовка, Гильчин, Жариково, Чуевка, Козьмодемьяновка, Верх-ний Уртуй, Крестовоздвиженка, Верхняя Полтавка, Паруново, Нижняя Полтавка. На территории волости было 11 селений и 37 заимок (некоторые из них позднее оформились в деревни), насчитывающих 651 дворов.

Продолжение следует...

(с) И.И. Щукин "Очерки истории Тамбовского района Амурской области (с древнейших времен до 1924 года)"


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 225
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Благовещенск
Репутация: 3

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.08 14:31. Заголовок: Менталитет дореволюц..


    Менталитет дореволюционного населения Гильчинской и Тамбовской волостей

Население юга Амурской области с первых дней заселения Приамурья волей администрации области и ее переселенческого отдела было расселено так, что сразу же подразделилось на три обособленные по своему менталитету группы населения.
Первая, самая большая группа расселилась на лучших землях района, расположенных в его центральной части и имеющих наиболее высокий бонитет почвы. Крестьяне — представители русского сектантства, отделившегося из официального православия, в основном молокане, частью духоборы (духоборцы) — поселились на этих землях с середины 60-х годов XIX века, основав села Гильчин, Тамбовка, Жариково, Толстовка, Чуевка, Новоалександровка, ряд сел нынешнего Константиновского района.
Вторая группа представляла Амурское казачество. Казаками были основаны села Николаевка, Куропатино, Духовское, Муравьевка, Резуновка и ряд сел современного Благовещенского района, входивших в Николаевский станичный округ Амурского казачьего войска. Казаки исповедовали официальное православие и являли собой субэтнос русского народа.
Третья группа населения расселилась на незанятых территориях севернее, в верхнем течении реки Гильчин, основав села Козьмодемьяновка, Успеновка, Лазаревка, Татьяновка. По национальному составу это были русские (великороссы) и украинские (малороссы) крестьяне, исповедовавшие официальное православие. Они переселились сюда во второй половине 80-х годов XIX века, когда лучшие земли вдоль рек Алима, Гильчина и Топкочи уже были заселены.
Три эти группы, будучи по роду занятий земледельческими, имели различные обычаи и традиции, держались обособленно, сторонясь друг друга как по сословному, так и по религиозному принципу. Браки заключались практически только внутри своей группы.
    Вопросы веры и веротерпимости

Молокане появились в пределах Амурской области в 1859 году, привнеся сюда иные, неправославные взгляды на устройство жизни. Молоканство как религиозное учение появилось в 60-е годы XVIII века среди государственных крестьян, в мещанских и купеческих кругах.
Факт. Основателем секты был Семен Матвеевич Уклеин, деревенский портной из Тамбовской губернии. Свое учение молокане называли «чистым молоком духовным». Они отрицали православную церковную иерархию, монашество, иконы, мощи, святых, признавая Библию как единственный источник истины. Молокане истолковывали ее в духовном, то есть этическом смысле, считая ее главным руководством в повседневной общественной и личной жизни. Молокане отвергали все связанное с внешним поклонением Богу и заявляли, что поклоняются ему духом. Молокане—сторонники дешевой церкви. Среди молокан были распространены ветхозаветные пищевые запреты, в том числе и на свинину, но подразделений пищи на постную и скоромную не было, хотя пост (обязательный — на Страстной неделе) признавался.

Однако, несмотря на все своеобразие молокан, в основе созданной ими культуры лежала русская народная культура, что и позволяет говорить о них, как об ответвлении православия, о русской конфессии. Отношение к власти было терпимым: молокане признавали, что всякая власть от Бога, поэтому были законопослушны.
Особым, в отличие от православных, было положение женщины. Браки заключались в большинстве случаев только с ее согласия, по любви, хотя и бывали случаи обмана невесты. У молокан, так же, как и у духоборов, существовал развод, однако для него нужна была особо веская причина. Женщине в случае развода обязаны были вернуть приданое или его компенсацию, однако до смерти одного из супругов разведенные не могли вступить в повторный брак.
К богатству, вдруг нажитому, а не приобретенному от предков или честной работой, молокане относились с подозрением. Его источник усматривали в мошенничестве, душегубстве, алчности. Молоканская этика осуждала это, приветствуя только добросовестный тяжкий труд. В сектах как молокан, так и духоборов нетерпимо относились к лентяям, тунеядцам и пьяницам, их после «проработок» — увещеваний на собраниях—нередко изгоняли из общин. Проблема пьянства в молоканских селениях вообще не существовала. Спиртные напитки и курение находились под запретом. Открытый в начале XX века магазин по продаже спиртного в селе Тамбовка через два года закрылся — не было спроса на товар, местному населению за это время не было продано ни одной бутылки. Запрещалось ругаться матерными словами. Любые нарушения морали рассматривались на собраниях общины.
Особое место в обрядности молокан и духоборов занимали похороны. Над покойником, особенно в ночь перед захоронением, совершалось чтение Библии, в первую очередь Нового Завета, пение псалмов и духовных стихов. Наследием молокан тех лет осталось возведение в могиле над гробом ниши из досок, чтобы земля при захоронении усопшего сыпалась на доски, а не на гроб. Данная традиция соблюдалась во всех бывших традиционно молоканских селах и через 60 лет после исчезновения молокан: уже в наше время, до начала 90-х годов XX века, при похоронах в могильной яме нередко возводилась дощатая ниша.
Обязательным отдельным блюдом на поминальном обеде являлась, да и поныне является по молоканской традиции самодельная, замешанная на куриных яйцах лапша. Во время похорон все их участники, несущие тело покойного, венки, одаривались полотенцами, которыми они обязаны были вытереть руки, помытые перед поминальным обедом в знак очищения от соприкосновения с мертвым, с таинством смерти. Полотенце повязывалось и на надгробный памятник, изготовленный из дерева в виде тумбочки. На памятнике ис-ключалось изображение креста или какой-либо другой символики христианства —только надпись. На восьмой день после смерти, считая и день смерти, молокане отмечали, так же как и сейчас, девять дней.
Во время употребления пищи мужчины-молокане, как теперь и их потомки, не позволяли себе сесть за обеденный стол полуобнаженными, с незакрытым торсом. Всегда, даже во время летних полевых работ, садясь за обеденный стол, накидывали на себя рубашку, куртку, иную одежду: «Не дай Бог согрешить» — так объясняли они эту традицию.
В целом молоканское население поддерживало в домах порядок. Женщина-домохозяйка и ее дочери с самых малых лет воспитывались в культе чистоты, порядка, и в первую очередь—чистоты кухни, посуды. Одним из важнейших занятий женщины было мытье и перемывание посуды, мытье некрашеных стола и полов с выскабливанием грязи—так, чтобы они «светлели». Чистоту посуды в домах молокан, как, впрочем, и их гостеприимство, отмечали все окружа-ющие жители соседних православных сел. По их свидетельству, молокане «не похожи на обычных русских—любят работать и не любят грязи».
Вместе с тем они отмечали, что сектантам была свойственна и особая брезгливость, особенно в пище, и в то же время неумение вкусно готовить, а также подчеркнутое ханжество, гордыня, завышенная самооценка и себялюбие, от-ношение к себе как к избранным, стремление поучать других.
    В ряде сел, в том числе в Тамбовке, жили и духоборы (духоборцы).

Факт. Духоборы, «борцы за дух» — одно из направлений старого русского сектантства, относящегося к духовным христианам. Первые духоборы появились в Воронежской губернии в середине XVIII века. Учение духоборов было религиозной формой оппозиции крестьян официальной церкви. Они отвергали духовенство, монашество, храмы. Святой книгой духоборов является так называемая «Животная книга» («Книга жизни») — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами и передаваемых изустно из поколения в поколение. Христос для духоборов—простой человек, в котором воплотился божественный разум. Бога они толкуют как «мировую любовь», «премудрость», «вечное добро». Значительное число духоборов в 1898 году эмигрировали в Канаду, где проживают и ныне их потомки. В 1990 году группа духоборов из Канады приезжала в Тамбовский район в поисках своих родственников-единоверцев.
    В конце 80-х годов начинает распространяться учение о водном крещении (от водных молокан) и о крещении по вере, названное учением евангельских христиан-баптистов.

Факт. Баптизм—одно из направлений протестантизма, которое основано в XVII веке бежавшими в Голландию англичанами, преследуемыми англиканской церковью. Баптизм единственным источником вероучения считает Библию, провозглашает личное спасение посредством веры в «искупительную жертву» Иисуса Христа и избрание верующих Богом к спасению. Баптизм исповедует принцип всеобщего священства, отрицает духовенство как посредника между верующими и Богом, не признает святых, мощей, икон, крестного знамения, монашества, церковных таинств. Обряды крещения и причащения (хлебопреломление) символизируют у баптистов веру человека, его преданность служению Христу. Баптизм признает только праздники, связанные с именем Христа, а также некоторые специфические праздники. В России баптисты появились в 60-годы XIX века, под влиянием немцев Поволжья.

Перед революцией 1917 года во всех сектантских селениях района были молитвенные дома молокан. В Жариково, Гильчине возникли молельные дома баптистов. В Тамбовке было на одной площади три молельных дома: молокан, баптистов и духоборов. Все они строились на средства верующих каждой религиозной общины.
В Козьмодемьяновке и Николаевке в центре сел возвышались православные церкви.

Продолжение следует...

(с) И.И. Щукин "Очерки истории Тамбовского района Амурской области (с древнейших времен до 1924 года)"


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 24.06.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.08 20:40. Заголовок: Прочитала статью по ..


Прочитала статью про молокан.Мои предки были переселены в Азербайджан.Село назвали Астрахановкой.Мой дед был переселен в возрасте 9 лет.Мама родилась уже там-в этом селе,там же родилась и я.Историю про переселение нам не рассказывали.Уже в возрасте я стала интересоваться своей родословной,но,увы,было поздно.Мама ничего рассказать не могла.Так что я свою родословную не знаю.Но мне интересно узнать,почему в Амурской области и Азербайджане переселенцы назвали село одинаково? Обычаи все такие же-во всем,что отражено в статье.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 339
Зарегистрирован: 13.07.07
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.08 20:59. Заголовок: Мария пишет: Но мне..


Мария пишет:

 цитата:
Но мне интересно узнать,почему в Амурской области и Азербайджане переселенцы назвали село одинаково?



Будем надеяться что модератор знает ответ на Ваш вопрос.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
ветеран Тамбовского форума




Сообщение: 669
Зарегистрирован: 16.10.07
Откуда: Россия, Краснодар
Репутация: 2

Награды: За активное участие на форуме.Ещё раз за активность!!За достижение звания "Ветеран форума".
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.08 15:52. Заголовок: Добрый день. http:/..


Добрый день. Судя по рассказу, наименования сёлам давались преимущественно, по имени места ,из которого прибыли поселенцы. на Кубани можно наблюдать ту же картину: Тбилисская, Ленинградская, Ростовская- названия станиц говорят сами за себя. Позднее, расселяясь (т.е. переезжая с уже обжитого места на другое, неподалёку) по той или иной причине, наименования давались уже применительно к именам расселяющихся, событиям или привязывая их к конкретной местности.
Ох! Опять влезла! Простите болтушку.

Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать. (с) Марк Твен Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 318
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Тамбовка
Репутация: 3

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.06.08 08:42. Заголовок: Привет! Мария, да, в..


Привет! Мария, да, видимо названия давались в основном, по месту происхождения переселенцев, неважно куда они ехали. Ностальгия, знаете ли... Вот в Штатах много городов с русскими названиями

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 01.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.09 01:57. Заголовок: мой прапрадед был из..


мой прапрадед был из молокан,которых выслали с юга Украины ,возможно,Таврической губернии-Ефимов Федот ,скопее всего выселялась семья,точных данных нет.Обосновался в селе Сергеевка Благовещенского района.Если кто что то знает об этом -откликнитесь,буду рада. Спасибо В.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.09 02:06. Заголовок: Да... Моя бабушка бы..


Да... Моя бабушка была Косицына Е.Е. Жила в Волково. Может и я потомок этих переселенцев.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.09 05:32. Заголовок: баранова пишет: мой..


баранова пишет:

 цитата:
мой прапрадед был из молокан,которых выслали с юга Украины ,возможно,Таврической губернии-Ефимов Федот


У меня тоже в древних предках были Ефимовы (братья - Дмитрий, Семен и их сестра Екатерина (Ланкина))
Так, что может мы с Вами тоже какие-нибудь дальние родственники

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.09 05:35. Заголовок: Денис! Когда будет п..


Денис!
Когда будет продолжение истории?
Очень интересно почитать!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator


Сообщение: 509
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Тамбовка
Репутация: 3

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.09 15:07. Заголовок: У Ивана Ивановича кн..


У Ивана Ивановича книжка дальше заканчивается. Правда есть там про революцию и гражданскую войну, написано хорошо, но жертв уж много слишком, хотя это конечно реальность, но читать грустно, и на 1924м году по-моему эпилог. Надо заглянуть еще, уточнить

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 30.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.10 15:07. Заголовок: Родители моей мамы ж..


Родители моей мамы жили в Тамбовском р-не. Моя бабушка-Ксения Васильевна Щербак родилась в с. Николаевка в 1909 году. Ее отец-Щербак Василий Константинович был писарем в Николаевке, а потом начальником таможенного поста. А мой дед- Метелица Иван Иванович родился с. Волково в 1909 году. Бабушка очень много рассказывала о своем детстве, о людях, которые жили вокруг. Рассказывала о том, как японцы жгли Ивановку, а потом и к ним в Николаевку пришли, о послереволюционных событиях, о раскулачивании,называла много фамилий соседей. Очень было интересно слушать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.10 04:32. Заголовок: Марие. Мои предки т..


Марие. Мои предки тоже с астрохановки в азербайджане, сосланы из астрохани, туда переселились видимо из тамбовских лесов в старорусские времена сейчас живем в сургуте тюменской области, родня по всей стране, Поповы.




Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 16.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.09.10 15:34. Заголовок: Здравствуйте! Мои п..


Здравствуйте!
Мои предки жили в с. Лебяжье Амурской области. Переселенцы с Украины.
Захарченко.
Если есть какая-нибудь информация, пожалуйста, пишите uncle-alik@mail.ru

ps Подскажите, как можно приобрести книгу И.И.Щукина?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 03.10.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.10 22:26. Заголовок: В книге говорится о ..


В книге говорится о Ножкине. По всей вероятности это мой прадед. Может быть есть подобности. Мы с дочерью пишем родословную семьи и вся информация будет для нас полезной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 10.06.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.12 20:13. Заголовок: Метелице


Очень интересно, что вы помните и можете рассказать про Николаевку, помните ли фамилии тех людей, о которых вам рассказывали? Может быть у вас есть фотографии тех лет. Мои родители: отец Муравецкий Иван Антонович (1917), мама Космицкая Антонина Петровна(1920). Рада любой информации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 17.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.12 04:01. Заголовок: Федот Прокопьевич Ко..


Федот Прокопьевич Косицын - мой прапрадед. Моя мать, Мария (дев. Косицына), 88 лет, много рассказывала о жизни в Тамбовке, Косицино, сама там родилась. Она и сейчас многое помнит. Живет она в Брянске. Она очень хотела бы побеседовать на эту тему. Где можно купить книгу И.И. Щукина?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 18.10.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.13 19:40. Заголовок: возвращение на прародину...


..до чего знакомые названия сел-Липовка,Волково,Тамбовка....север Тамбовской области,Пичаевский район,куда переселился на историческую прародину после владивостока...старинное село Васильево,где до революции жили и молокане и духоборы..и которых в конце 19 века расселяли -в Сибирь,на Алтай.Дальний Восток.красивые здесь места-500 км на юг от Москвы...богатая природа...дома хорошие-вода,газ.только села все пустые-всех зазасывает халявная москва...приезжайте-будете проездом.почуствовать дух прародины.где она еще сохранилась.может , и дом себе настоящий деревенский-пятистенку-тысяч за 20..50...100..200...под дачу купите...Виктор Шохин.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 531
Зарегистрирован: 15.10.07
Откуда: Russia, Тамбовка
Репутация: 3

Награды: За проявленный энтузиазм.За активность.За отличную работу модератора.За отличную работу модератора.
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.13 10:30. Заголовок: Историк из Тамбовки ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 12.02.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.15 09:59. Заголовок: Я, Бобылев Александр..


Я, Бобылев Александр Дмитриевич, не знаю судьбу моего деда Бобылева Федора Васильевича рождения 15 апреля 1889 года и его брата Ивана Васильевича рождения 15 марта 1879 года. На 20 год прошлого столетия они с семьями проживали в селе Новоалександровка Амурской области. Что с ними стало мне неизвестно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  9 час. Хитов сегодня: 46
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



счетчик посетителей нашего сайта Counter музыка mp3 Одноклассники.ru - Поиск одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и старых друзей
Восстановление данных
dating sites www.myspace.co
счетчик посещений